положение о логопедическом пункте 2025

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Арамильский городской округ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Сказка»
62400, Свердловская обл., Сысертский р-н, г. Арамиль, ул. Космонавтов, д.1
E-mail: dou8@aramilgo.ru
ОГРН 1136685020361 ИНН/КПП 6685041334/668501001

ПОЛОЖЕНИЕ
о логопедическом пункте
МАДОУ «Детский сад № 8 «Сказка»

г. Арамиль, 2025 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение призвано регулировать работу логопедического пункта
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8
«Сказка».
1.2. Логопедический пункт является структурным подразделением дошкольного
учреждения.
1.3. Логопедический пункт для детей дошкольного возраста организуется на базе
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8
«Сказка» (далее по тексту – ДОО) для оказания специальной помощи детям дошкольного
возраста, направленной на выявление, преодоление и своевременное предупреждение
различных нарушений устной речи у дошкольников.
1.5. Для осуществления логопедической работы в ДОУ предусмотрена должность учителялогопеда (из расчета не более 25 детей на 1 штатную единицу).
1.6. Рабочее время учителя-логопеда определяется Приказом Министерства образования и
науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах
часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о
порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре» (20 часов в неделю). А также другая педагогическая работа,
предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным
планом, - методическая, подготовительная, организационная.
1.7. Настоящее Положение разработано в соответствии с основными документами
регламентирующими организацию коррекционно
– образовательного процесса
логопедического пункта:
 Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
 Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования"
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
"Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и/или безвредности для
человека факторов среды обитания».
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О психологомедико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от
27.03.2000г. № 27/906-6.
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность» от 06.08.2020г. № З-75.
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 №1601 «О
продолжительности рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку
заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной
нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
 Устав МАДОУ «Детский сад №8 «Сказка».

2.

Цели и задачи логопедического пункта

2.1. Цель деятельности логопедического пункта - раннее выявление и преодоление
отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
2.2. Основными задачами логопедического пункта являются:
 своевременное выявление недостатков в речевом развитии воспитанников;
 коррекция нарушений звукопроизношения;
 развитие фонематических компонентов речи;
 профилактика дальнейшего нарушения речевого развития, препятствующего
освоению образовательной программы дошкольного образования и препятствующего
успешному обучению в школе;
 воспитание мотивации к вербальному общению;
 развитие психических функций, способствующих полноценному речевому развитию.
2.3. Направления деятельности:
− Диагностическое:
Исследование сенсомоторных, психических и речевых функций.
− Коррекционно-развивающее:
Создаются условия для эффективной коррекции нарушений звукопроизношения и
профилактики отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста с учетом
ведущего вида их деятельности.
− Информационно-методическое:
 оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным
представителям);
 организация взаимодействия всех субъектов коррекционно- развивающего процесса;
 организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в
соответствии с требованиями к его оснащению.
Срок данного Положения неограничен. Данное Положение действует до принятия нового.
3. Комплектование логопедического пункта
3.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется как по одновозрастному, так и
по разновозрастному принципу из числа детей с нарушениями речи, посещающих
дошкольную образовательную организацию на 1 сентября по приказу заведующего ДОУ, а
также в течение года по мере освобождения мест на логопедическом пункте.
3.2. Зачисление на логопедический пункт проводится на основании заявления родителей
(законных представителей) и заключения психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК) в соответствии с предельной наполняемостью п 1.5. настоящего Положения.
При наличии свободных мест на логопедический пункт могут быть зачислены дети на
основании заявления родителей (законных представителей) и решения психологопедагогического консилиума ДОУ (ППк).
3.3. Дети с тяжелыми нарушениями речи зачисляются на логопункт только на основании
заявления родителей (законных представителей) воспитанников и заключения психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК).
3.4. Логопедическое обследование детей, зачисленных на логопункт, проводится с 1
сентября по 15 сентября и с 15 мая по 31 мая. Дети, принятые на логопункт в течение года,
проходят обследование в первые две недели после зачисления. Обследование речи детей
ДОО проводится учителем-логопедом с 4-х летнего возраста в течение года по
необходимости.
3.5. При зачислении детей учитываются характер и степень тяжести речевых нарушений,
возраст дошкольников.

- в первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети с ОВЗ, имеющие заключение
ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной
программе;
- обучающиеся, имеющие заключение ППк или ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- обучающиеся, имеющие высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по
итогам логопедической диагностики,
3.6. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
подгрупповой формах. Количество и периодичность определяется учителем – логопедом с
учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК и ППк
Учреждения. При необходимости срок пребывания продлевается учителем-логопедом до
полного исправления дефекта речи (в случае длительного отсутствия ребенка по болезни,
соматической ослабленности и других объективных причин).
3.7. В случаях длительного отсутствия положительной динамики родителям ребенка
(законным представителям) может быть рекомендовано обратиться в соответствующие
лечебно-профилактические учреждения для
обследования врачами–специалистами
(невропатологом, отоларингологом, психиатром и др.) или в ПМПК для уточнения
логопедического заключения.
3.8. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение
всего учебного года.
3.9. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
4. Организация деятельности логопедического пункта
4.1. Обследование детей на логопедическом пункте осуществляется в начале учебного года и
в конце учебного года, а также в течение года по необходимости.
Данные о детях, обследованных на логопедическом пункте, вносятся учителем-логопедом в
журнал регистрации.
4.2. На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт, заполняется речевая карта
(форма логопедической карты, где фиксируются данные о речевом развитии ребенка)
утверждается на педагогическом совете ДОУ).
4.3. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем- логопедом с учетом выраженности
речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК и (или) ППк.
4.4. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом
на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.
4.5. Продолжительность коррекционно-развивающих занятий:
− индивидуальных от 10 до 20 минут;
− подгрупповых от 20 до 30.
4.6.Индивидуальные или подгрупповые коррекционно-развивающие занятия проводятся 2
раза в неделю с каждым ребенком.
4.7. Занятия с детьми проводятся преимущественно в первой половине дня, 1 раз в неделю
допустимо проводить занятия во второй половине дня.
4.8. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей)
по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды
и обеспечения социальной ситуации развития.
4.9. Логопедическим пунктом ведется следующая документация:

1. График работы учителя-логопеда;
2. годовой план работы учителя-логопеда;
3. список группы;
4. циклограмма рабочего времени учителя-логопеда;
5. журнал посещения детьми логопедического пункта;
6. журнал учета движения детей логопедического пункта;
7. заявление на зачисление в логопедический пункт;
8. заявление на отказ от посещения логопедического пункта.
4.10. Наряду с логопедическими занятиями, в вечернее время проводится индивидуальная
работа воспитателя с детьми по коррекции речи. Воспитатель по рекомендации учителялогопеда
планирует свою работу с учетом программных требований и речевых
возможностей детей.
4.11. Распределение рабочего времени учителя-логопеда: 75% - работа с детьми, 15 % консультативно-методическая работа, 10 % - работа с документацией.
4.12. Ответственность за обязательное посещение занятий детьми несут учитель-логопед,
воспитатели группы, которую посещает ребенок, родители (законные представители).
5. Участники коррекционно-развивающего процесса
5.1. Участниками коррекционно-развивающего процесса на логопедическом пункте
являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед, педагоги и
специалисты ДОУ.
5.2. Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями ДОУ, учителями-логопедами других
ДОУ города, специалистами ТПМПК.
5.3. На учителя-логопеда логопедического пункта распространяются все льготы и
преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения,
доплаты и надбавки), предусмотренные законодательством РФ.
5.4. Учитель-логопед:
5.4.1. Проводит обследование речевого развития детей, регистрирует воспитанников,
нуждающихся в логопедической помощи в отчете обследования детей и направляет данные
детей на ТПМПК.
5.4.2. Готовит список воспитанников, рекомендованных к зачислению на Логопункт на
учебный год, по итогам ТПМПК в соответствии с предельной наполняемостью.
5.4.3. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных или
подгрупповых занятий на Логопункте.
5.4.4. Планирует, проводит коррекционно-развивающую работу с воспитанниками по
исправлению нарушений в развитии устной речи.
5.4.5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет
индивидуально
ориентированные
коррекционные
мероприятия,
обеспечивающие
удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в
развитии устной речи.
5.4.6. Осуществляет диагностику устранения речевых нарушений воспитанников,
зачисленных в Логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы,
приемы логопедической помощи.
5.4.7. Оказывает консультативную помощь родителям (законными представителями) по
преодолению речевых нарушений воспитанников, информирует о ходе коррекционной
работы, дает необходимые рекомендаций по запросу).

5.4.8. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной
работы.
5.4.9. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы
Логопункта.
5.5. Заведующий ДОУ:
5.5.1. Обеспечивает создание условий, направленных:
- на коррекцию речевого развития воспитанников и достижения воспитанниками,
имеющими нарушения устной речи, уровня речевого развития, соответствующего
возрастной норме;
- на профилактику нарушений в развитии устной речи воспитанников дошкольного возраста.
5.5.2. Обеспечивает комплектование Логопункта. Приказом утверждает список детей,
зачисленных в Логопункт.
5.5.3. Осуществляет контроль за работой Логопункта.
5.6. Заместитель заведующего по ВМР:
5.6.1. Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических
работников ДОУ, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста (по запросу).
5.6.2. Контролирует:
- применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию
отклонений в речевом развитии детей;
- соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной
нагрузки;
5.7. Воспитатель:
5.7.1. Создает предметно-развивающую среду для своевременного речевого развития и
профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников группы.
5.7.2. Наблюдает за ходом речевого развития воспитанников группы, проводит мониторинг
усвоения содержания образовательной области «Речевое развитие» общеобразовательной
или адаптированной программы дошкольного образования.
5.7.3. Планирует и проводит индивидуальную работу по речевому развитию детей,
зачисленных на логопункт, по рекомендациям учителя-логопеда.
5.7.4. Осуществляет контроль правильного произношения скорректированных учителемлогопедом звуков на этапе автоматизации у детей, зачисленных на логопункт, во всех видах
детской деятельности, в режимных моментах в течение дня.
5.7.5. Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями)
ДОО по вопросам освоения общеобразовательной или адаптированной программ
дошкольного образования детьми, зачисленными на логопункт.
5.7.6. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
обучающихся, зачисленных на логопункт.
5.8. Родители (законные представители):
5.8.1. Создает в семье благоприятные условия для общего и речевого развития ребенка.
5.8.2. Взаимодействует с педагогическими работниками ДОУ по преодолению речевых
нарушений ребенка.
5.9. Специалист ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания,
педагог-психолог):
5.9.1. Планирует и организует работу по реализации адаптированных и коррекционных
программ для детей с нарушениями речи в соответствующих образовательных областях на
основе рекомендаций ПМПК, ПМПк ДОУ, учителя-логопеда.

5.9.2. Учитывает особые образовательные потребности детей с различными нарушениями
речи, их индивидуальные особенности в процессе образовательной деятельности.
6. Материально-техническая база и финансовое обеспечение работы логопедического пункта
6.1.
Для организации логопедического пункта выделяется помещение, отвечающее
санитарно-гигиеническим требованиям.
6.2. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием.
6.3. Другие вопросы функционирования логопедического пункта ДОУ регулируются
Уставом ДОУ, иными нормативными документами.

Приложение №1
К Положению о логопедическом пункте МАДОУ № 8

График работы учителя-логопеда (ФИО)
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница

Всего:

Время
работы
с ____
____
с ____
____
с
____
с ____
____
с ____
____
20 ч

Занятия учителя-логопеда с детьми
Индивидуальные

Подгрупповые

Организационная
работа

Всего
часов в
неделю

до

___ ч _____ мин

___ ч _____ мин

___ ч _____ мин

4ч

до

___ ч _____ мин

___ ч _____ мин

___ ч _____ мин

4ч

до

___ ч _____ мин

___ ч _____ мин

___ ч _____ мин

4ч

до

___ ч _____ мин

___ ч _____ мин

___ ч _____ мин

4ч

до

___ ч _____ мин

___ ч _____ мин

___ ч _____ мин

4ч

___ ч _____ мин

___ ч _____ мин

___ ч _____ мин

20 ч

Учитель-логопед _____________

Примечание: Организационная работа учителя-логопеда предполагает:
*
*
*
*
*
*

проветривание помещения;
смену дидактического материала;
сопровождение детей из кабинета в группу;
работу с документами;
консультацию воспитателей по организации и проведению коррекционной работы с детьми;
работу с родителями (консультации, беседы, сбор информации о ребенке).

Приложение 2
К Положению о логопедическом пункте МАДОУ № 8

Годовой план работы учителя-логопеда (ФИО) на 20____ /20____ учебный год
Организация
логопедической работы

Оформление необходимой
документации

Оборудование

Воспитательная работа

Повышение
профессиональной
квалификации

Приложение 3
К Положению о логопедическом пункте МАДОУ № 8

Список группы на ___ полугодие 20____ /20____ учебный год
№

Ф.И. ребенка

Группа

Возраст

Логопедическое
заключение

Направление коррекционной работы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Учитель-логопед _____________
(подпись)

Приложение 4
К Положению о логопедическом пункте МАДОУ № 8

Циклограмма учителя-логопеда Дата заполнения: «____» __________ 20___ года
День недели/время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Индивидуальная работа с детьми

41%

2

Подгрупповая работа с детьми

24%

3

Консультации, консультации-практикумы для педагогов и родителей

15%

4

Методическая работа

10%

5

Массаж

10%

6.

Работа с детьми

75% рабочего времени

Работа с педагогами и родителями

15% рабочего времени

Методическая работа

10% рабочего времени

Учитель-логопед _____________

Приложение 5
К Положению о логопедическом пункте МАДОУ № 8

Журнал посещения детьми логопункта на 20___ /20___ учебный год
Месяц: ______________

п/п

ФИО
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Дни недели:

1.
2.
3.

1
0

1
1

1
2

1
3

1
4

1
5

1
6

Число
1 1
7 8

1
9

2
0

2
1

2
2

2
3

2
4

2
5

2
6

2
7

2
8

2
9

3
0

3
1

Приложение 6
К Положению о логопедическом пункте МАДОУ № 8

Журнал учета движения детей логопедического пункта
20___ /20___ учебный год
п/п

Фамилия, имя

Причина
поступления

Дата
зачисления

Проводимая работа

Дата
отчисления

Окончательное
заключение

Рекомендации

1.
2.
3.
Учитель-логопед _____________
(подпись)

Приложение 7
К Положению о логопедическом пункте МАДОУ № 8

Заявление
о зачислении на логопедический пункт
Я, (Ф.И.О.) _____________________________________________________________________,
прошу зачислить моего ребенка (Ф.И. ребенка) _________________________________________

на логопедический пункт МДОУ № ____.

Обязуюсь выполнять следующие требования:
По рекомендации логопеда обращаться к невропатологу, ортодонту и др. специалистам.
Выполнять рекомендации логопеда и домашние задания.
Поставленный логопедом звук автоматизировать в повседневной речи ребенка.
По приглашению логопеда посещать консультации, родительские собрания.
В случае невыполнения мною требований претензий по результатам коррекции речи иметь не буду. Примечание:
При систематическом невыполнении требований или длительных пропусках ребенок может быть
выведен из логопункта через комиссию. Последующее зачисление возможно только при наличии свободных мест.
С условиями зачисления ознакомлен(а).
Подпись: _________________________

Дата: «______»______________20___г.

Приложение 8
К Положению о логопедическом пункте МАДОУ № 8

Заявление
Я,
___________________________________________________________________________________________________,
(Ф.И.О.)
отказываюсь от посещения моим ребенком _логопедического пункта и проведения коррекционноразвивающих занятий с логопедом в связи с
____________________________________________________________________________________________________
С речевым диагнозом ребенка ознакомлен. Рекомендации от логопеда получены, о последствиях
предупрежден. Претензий не имею.
Подпись:____________________
Дата: ______________________

Заведующему МАДОУ «Детский сад №8
«Сказка» _________________________
От
_____________________________________
_____________________________________
(Ф.И.О. полностью)
Согласие родителей (законных представителей) воспитанника
на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк
Я,
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. родителя (законного представителя) полностью)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(номер, серия паспорта, кем и когда выдан)
являясь родителем (законным представителем)
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка, дата рождения, группа ДОУ)
выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования ребенка
учителем-логопедом, педагогом-психологом.
Дата: «____»______202__ г. Подпись: ____________ / ____________________ /
(расшифровка подписи)

Заведующей МАДОУ «Детский сад №8
«Сказка» _________________________
От
_____________________________________
_____________________________________
(Ф.И.О. полностью)
Согласие родителя (законного представителя) воспитанника
на проведение логопедической диагностики воспитанника
Я,
__________________________________________________________________________
(Ф.И.О. родителя (законного представителя) полностью)
являясь родителем (законным представителем) _________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка, дата рождения, группа ДОУ)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
Дата: «____»______202_ г. Подпись: ___________/_____________________________ /
(подпись)
(расшифровка подписи)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».